
«Кома» - о душе, о жизни, о любви…
«Это наша жизнь со всеми ее горестями, печалями и радостями, и поэтому «Кома» близка и понятна простому зрителю», — так охарактеризовала пьесу Михаила Ворфоломеева в соцсетях интернет одна из профессиональных актрис, игравших в «Коме». Думаю, это мнение разделили и зрители одноименного спектакля народного театра ЕСКЦ под руководством Ольги Тарлаковой. По приятной традиции в рядах гусевской публики было немало иногородних гостей.
Интересно, что при всей условности обстоятельств, предложенных драматургом, постановка, героям которой приходится на грани настоящей драмы осмысливать для себя очевидные библейские заповеди - не убий, не укради, - наполнена жизненными реалиями. В персонажах мы видим обычных людей, живущих рядом – знакомых, родичей, соседей... При этом происходившее на сцене наполнено тонким юмором, и зрители часто не могли сдержать смеха. Это серьезный шаг в совершенствовании актерского мастерства самодеятельных артистов на добротном драматургическом материале, который я бы сравнил с пьесами Юрия Полякова, поставленными на сцене ЕСКЦ режиссером высшей пробы Ольгой Тарлаковой.
Безусловно, она единственный настоящий профессионал в коллективе, отлично отработавшем на «Коме», но самодеятельные артисты отлично справились с поставленными перед ними задачами. Это и блистательные танцоры «Хрустальных граней», украсившие спектакль шикарными хореографическими вступлениями, олицетворяющими яркие и темные силы, влияющие на жизнь человека. Уместным был и энергичный теневой театр - борьба Утилова за жизнь (Николай Кузнецов). Слов признательности, безусловно, заслуживает хореограф Анастасия Коробова. И декораторы оказались на достойном уровне (художественное оформление Елены Яровой). Велика роль помощников режиссера: за музыкальную часть отвечала Вероника Лекарева, за свет – Василий Иванов и Олег Балашов, звукорежиссеры – Артем Шепелев и Алексей Большаков.
Не устаю восхищаться способностью Ольги Александровны выстраивать мизансцены. Никого не оставила равнодушным игра актеров, вновь заявивших о себе как о талантливых исполнителях, вызывавшая не только смех в зале, но и переживания, и зрительские аплодисменты.
Несколько слов о сюжете. Двое героев – крупный бизнесмен Утилов (безупречный Антон Назаров) и владелец пункта приема стеклотары алкаш Рыцарев (виртуозный Константин Фролкин) оказались в замкнутом, похожем на больницу или морг пространстве без окон и дверей. В соответствующем белом одеянии. И эти персонажи не покидали сцену на протяжении всего спектакля. Выясняется, что они в коме из-за травм, полученных в автоаварии, и действуют как бы в качестве привидений. Они все видят и слышат, а для других героев их нет. В итоге Утилов узнает, что жена Ольга (Елена Алексеева, замечательно передавшая и шарм изменщицы, и ее стервозность) ему изменяет с садовником Валериком (органичен в этой роли Андрей Миронов), который в свою очередь «наставляет рога» Ольге и хозяину с молодой любовницей Утилова Светой (впечатляющее продолжение молодежного актерства от студентки ГСК им. Г.Ф. Чехлова Маргариты Шипковой).
И если Ольга Утилова жаждет смерти своего мужа, то изменявшая Рыцареву жена Зинаида (убедительна в этой роли Анна Волкова) понимает, что ее любовь к благоверному сильнее всех претензий, а до мужа Гаврилы, в свою очередь, доходит, что надо менять свое отношение к жизни. Так что участковый Синюшкин (держит высокую планку мастерства Демьян Смыслов), соблазнивший было Зинаиду, оказывается «с носом». Усилиями врача (хороша Наталья Грошева, которую в Гусе почитают как авторитетного нотариуса) мужчины выходят из комы. Сергей Утилов, пересмотревший свое мироощущение, оказывается и без жены и без любовницы, а Гаврила Рыцарев – наоборот, с любящей супругой. Отметим первый уверенный выход на большую сцену студента ГСК Ивана Фролова (атлетичный охранник Утилова). Не смутился в небольшом эпизоде и студент ГСК Никита Мурадов.
Получился целый калейдоскоп страстей, заставивший зрителей задуматься: а так ли мы живем и всё ли знаем об отношении к нам окружающих? Возможно, кое-кому стоит переосмыслить, изменить свое существование в этом мире, не дожидаясь катаклизмов из «Комы»…
Конечно, приятно слышать про сына: «Ваш Костя – просто профессионал». Пусть это и преувеличенная оценка, но нельзя не отметить общий растущий класс и его соратников по сцене. Через душу и сердце каждого из актеров пропущено все поставленное Ольгой Тарлаковой, сыгранное самодеятельными артистами и увиденное неравнодушным зрителем.
После окончания первого, премьерного, спектакля его участников и зрителей приветствовал глава города Алексей Соколов. Он отметил, что наш народный театр – один из лучших во Владимирской области, подтверждением чему служит постоянно полный зал зрителей. Алексей Николаевич поблагодарил артистов народного театра и Ольгу Тарлакову, его основателя и режиссера, пожелал новых побед, вдохновения и несмолкаемых оваций зрителя, вручил Ольге Александровне цветы и благодарственное письмо. Со словами признательности к артистам и всем, кто создавал спектакль – за успешную работу, к зрителям – за внимание и преданность народному театру, обратилась Ольга Кузнецова, директор ЕСКЦ. Еще были сувениры и цветы от партии «Единая Россия».
Профессиональные критики, наверное, нашли бы, к чему придраться. А я, провинциальный театрал, не хочу ворчать. Гусь-Хрустальному повезло, что у нас есть такой театр!
Как стало известно, средства от показа 8 апреля направлены на помощь участникам специальной военной операции – нашим землякам.
Сергей Фролкин.
Фото автора.
![]() |
![]() |