В последнее время широкое распространение получили так называемые дистанционные мошенничества, совершаемые с использованием мобильной связи и сети Интернет. О профилактике подобных преступлений в сфере IT-технологий, защите своих персональных данных, о том, что нужно знать гражданам, чтобы не стать жертвой злоумышленников, рассказывает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка межмуниципального отдела МВД России «Гусь-Хрустальный» подполковник полиции Юрий Буров:
На сегодняшний день распространены мошенничества, совершаемые с номеров 8800 *** и 495 ***, которые граждане воспринимают как «горячие линии» банков. Злоумышленники сообщают, что являются сотрудниками службы безопасности банков и информируют о несанкционированном списании денежных средств со счета гражданина, либо говорят, что карта заблокирована. Просят назвать реквизиты карты, пароль CVC (указан на оборотной стороне карты и состоит из трех цифр) и коды доступа, пришедшие по СМС. Таким образом злоумышленники получают полный доступ к счёту и похищают деньги.
Сотрудники полиции постоянно напоминают о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя выполнять под диктовку каких-либо лиц действия по переводу денежных средств через терминалы оплаты, банкоматы или с использованием онлайн - сервисов.
Кроме этого, граждан обманывают при сделках купли-продажи, которые заключаются через интернет. Злоумышленники выставляют объявления, потерпевшие перечисляют оплату или аванс за товар, объявления тут же исчезают, а телефоны «липовых» продавцов оказываются недоступны. Либо наоборот: потерпевшие размещают объявления, им звонят мошенники, якобы, для того, чтобы перевести аванс. Люди сами сообщают коды и пароли доступа к счету и в результате лишаются средств.
Имеют место взломы страниц в социальных сетях, когда приходят письма от имени знакомых с просьбой перевести деньги. Достоверность такого письма нужно обязательно перепроверить, позвонив знакомому или близкому человеку, с целью проверки информации, указанной в сообщении.
Популярен такой вид мошенничества как звонки якобы от сотрудников финансовых учреждений.
Звонящие сообщают, что с банковской карты клиента зафиксирован подозрительный перевод денежных средств и предлагают остановить транзакцию. Для этого мошенники просят продиктовать коды из смс - сообщений, которые придут во время разговора. С помощью полученной информации они похищают денежные средства со счета банковской карты своей жертвы.
Во втором варианте злоумышленники просят гражданина самостоятельно перевести денежные средства с банковской карты на якобы безопасный счет. Другая часть мошенников уговаривает клиента установить на свой телефон специальное приложение, которое, по их словам, защитит деньги пользователей от краж. Но на самом деле с помощью подобных приложений злоумышленники могут узнать пароль от онлайн-банка клиента.
Пожилым людям часто предлагают купить медицинские приборы либо БАДы, после чего в базе остаются их персональные данные и номера телефонов. Через некоторое время потерпевшим вновь звонят потенциальные мошенники и говорят, что им положена компенсация за приобретенный некачественный товар либо БАД. Но за получение этой компенсации предлагают перечислить на чужие счета крупные суммы денег. В надежде получить большее пожилые люди лишаются своих сбережений.
Противоправные деяния совершаются с использованием большого количества сим-карт и телефонов. При этом мошенниками используются различные платежные системы. Они действуют с территории других регионов. Будучи хорошими психологами, мошенники в телефонной беседе под различными предлогами уговаривают людей перевести деньги с их банковских карт на счет некоего абонентского номера через те или иные платежные системы (экспресс-переводы, онлайн-сервисы) или же передать их лично в руки неустановленному лицу. К сожалению, основной причиной распространенности телефонного мошенничества по-прежнему остается доверчивость граждан.
Кроме этого, участились факты телефонного мошенничества, связанного с незаконным использованием подменных абонентских номеров. При этом номера телефонов, которые задействуются в криминальных схемах, могут быть закреплены как за банками, так и за различными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации и других правоохранительных структур.
Мошенничество происходит по следующей схеме. Гражданину звонит незнакомец, представляется сотрудником банка и сообщает, что злоумышленники пытаются оформить в банке онлайн-кредит на его имя. Якобы для того, чтобы предотвратить незаконные действия, человека убеждают в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита.
Чтобы у потенциального потерпевшего не осталось сомнений, через несколько минут ему звонит соучастник преступной схемы, который представляется полицейским и рекомендует следовать инструкциям звонивших ранее представителей банка. При этом злоумышленники используют современную технологию подмены данных, которая позволяет имитировать звонок с номеров, указанных на официальных сайтах правоохранительных органов, и действительно закреплены за ними.
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно быть бдительными и обязательно перепроверять поступившую информацию. Прекратить разговор со звонившим и самим позвонить на «горячую линию» банка. Код с обратной стороны карты (CVC) нельзя никому сообщать ни при каких условиях! В социальных сетях использовать более сложные, многоступенчатые пароли, чтобы страницу не взломали. При продаже-покупке через Интернет нужно внимательно изучать страницу продавца. Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать посторонним лицам сведения о своих счетах и банковских картах, а также не совершать никаких действий со своими картами и вкладами, о которых просят незнакомые лица по телефону, даже если эти лица представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов и т.д. При возникновении любых вопросов либо сомнений необходимо проконсультироваться непосредственно в отделении банка, позвонить на горячую линию кредитной организации, обратиться в полицию.
Телефоны дежурной части МО МВД России «Гусь-Хрустальный»: 8 (49241) 3-00-19, 02 или с мобильного телефона «102».
Будьте бдительны! Не отдавайте свои деньги мошенникам!
МО МВД России «Гусь-Хрустальный».