Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – это отходы, которые образуются людьми в процессе потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования населением в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности организаций.
На территории Владимирской области исполнено Федеральное законодательство, осуществлен переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
С 1 декабря город Гусь-Хрустальный перешел на работу по утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) с региональным оператором. Напоминаем, что в зоне № 3, к которой относится г.Гусь-Хрустальный, регоператор - ООО «ЭКО-Транс».
Если ранее данная услуга была жилищной и расходы на вывоз мусора определялись договорными отношениями, явно не отражались в платежном документе, являлись частью платы за содержание жилого помещения, то теперь она приобрела статус коммунальной и регулируется в части начислений Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме и жилом доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2013 № 354 (далее – Правила).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается как произведение количества зарегистрированных граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (при их отсутствии – количества собственников), норматива накопления ТКО и тарифа по обращению с ТКО.
Очевидно, что введение новой системы платежей – основная причина изменения платы за услугу в сфере обращения с ТКО.
Новые нормативы накопления ТКО установлены департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации области от 22.01.2018 № 05/01-25: для городского населения в многоквартирных домах 2.44 куб. м на человека в год, в индивидуальных домовладениях – 2,55 куб. м на человека в год. При этом в ТКО предусмотрено 15 % крупногабаритного мусора, который подлежит вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Это мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений (но не капитального) и другой мусор, размер которого не позволяет осуществить его складирование в контейнерах. Поэтому накопление такого мусора происходит в бункерах, расположенных на контейнерных и специальных площадках.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО установлены органом регулирования тарифов – департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области (далее – департамент) с учетом экспертизы экономической обоснованности расходов.
В составе необходимой валовой выручки региональных операторов учтены экономически обоснованные расходы, связанные со сбором и вывозом, сортировкой, захоронением ТКО, заключением договоров и обслуживанием лицевых счетов потребителей.
Разность в ценовых ставках региональных операторов обусловлена различиями технико-экономическими факторами деятельности: количество объектов захоронения и приближенность к местам наибольшего образования ТКО, наличие объектов по обработке ТКО, техническими характеристиками используемой техники в процессе сбора и вывоза ТКО (коэффициент уплотнения ТКО).
Например, в зоне № 3 (региональный оператор ООО «Эко-Транс») самое длинное транспортное плечо по вывозу ТКО (г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район – 240 км до объекта захоронения).
Установленные региональным операторам тарифы рассчитывались на фактический объем образования ТКО с учетом динамики за последние три года. В тарифах предусматривался ежедневный вывоз ТКО исходя из критерия вывоза полностью наполненного контейнера.
В случае если по факту отчетного периода (2020 год) фактически расходы региональных операторов сложатся ниже полученной товарной выручки, избыточно полученный доход подлежит исключению при расчете тарифов на следующий плановый период (2021 год).
Региональные операторы в расчетах с потребителями могут применять тариф ниже предельного, о чем они уведомлены письмом департамента. Указанное решение принимается хозяйствующим субъектом самостоятельно. Вмешательство органа исполнительной власти в его деятельность может рассматриваться нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Одним из механизмов снижения платежа за услугу в сфере обращения с ТКО можно рассматривать раздельный сбор мусора. При раздельном накоплении сортированных отходов Правилами предусмотрено, что при расчете платы за услугу учитывается объем контейнеров, вывезенных с мест (площадок) накопления ТКО, а значит фактический объем накопленного мусора.
Именно переход на раздельный сбор ТКО в масштабах всей страны является первостепенной задачей запущенной «мусорной реформы», обозначенной Президентом Российской Федерации 15.01.2020 в послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В течение 2020 года будет разработан план мероприятий («дорожная карта») по введению раздельного сбора ТКО. Кроме того, обязанность региональных операторов осуществлять раздельный сбор ТКО предусмотрена Соглашениями, заключенными Владимирской областью.
Необходимо отметить, что доступность коммунальной услуги в сфере обращения с ТКО для жителей Владимирской области будет обеспечиваться через оказание мер социальной поддержки населения.
В связи с запуском новой системы обращения с ТКО на 2020 год предусмотрены дополнительные расходы областного бюджета в размере 89,6 млн. руб. (+9% к уровню 2019 года) на выплаты жилищных субсидий гражданам, чьи расходы на оплату ЖКХ превысят 22% в совокупном доходе семьи, а у одиноко проживающих пенсионеров 18%. Оценочно количество получателей данных субсидий составит 42 898 человек.
Также на выплаты компенсаций отдельным категориям граждан дополнительно планируется направить 26 млн. рублей, в том числе многодетным семьям (6079 чел.) – 4,6 млн. руб. в год, ветеранам труда и военной службы (93 825 чел.) – 20 млн. руб. в год. Объем финансирования увеличивается на 40,5%.
Для разъяснения по интересующим вопросам в сфере обращения с ТКО работают горячие линии администрации области по компетенции:
- по вопросам деятельности региональных операторов, нормативов накопления ТКО – в департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области по телефону: 8(4922) 32-32-30;
- по вопросам начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО – в Государственную жилищную инспекцию администрации области по телефонам: 8(4922) 32-60-13, 8-915-757-39-38;
- по вопросам государственного регулирования тарифов на услуги региональных операторов в области по телефонам: 8(4922) 52-98-88, 52-98-86, 77-83-01.
Нормативы накопления ТКО установлены департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации области от 22.01.2018 № 05/01-25 и для потребителей г.Гусь-Хрустального составляют с 1 января 2020 года:
- в многоквартирных домах - 114 руб. 65 коп. с человека в месяц;
- в частном секторе (индивидуальных домовладениях) - 119 руб. 82 коп. с человека в месяц.
Пресс-служба администрации города.
По данным департамента цент и тарифов
администрации Владимирской области.