Согласно трудовому законодательству работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соблюдение требований законодательства об охране труда тесно связано как с защитой жизни и здоровья самого работника, так с предметом и результатом его работы.
В качестве примера вышеуказанной прямой зависимости можно рассмотреть трудовую деятельность работников дошкольных образовательных учреждений.
Так, в дошкольных образовательных учреждениях имеются должности поваров, воспитателей, помощников воспитателей, выдача СИЗ которым регулируется Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.
В соответствии с указанными требованиями работники пищеблока должны быть обеспечены: халатами, колпаками или косынками; воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются халатами светлых тонов; у помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и темный халат для уборки помещений.
Указанные средства индивидуальной защиты в первую очередь влияют на соответствие деятельности работников санитарно-эпидемиологическому законодательству, а соответственно здоровью воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, работодателю необходимо уделять особое внимание выдаче средств индивидуальной защиты, так как их неполная выдача или несоответствие, плохое качество, изношенность могут повлечь вред здоровью лиц, непосредственно получающих результат деятельности работников, в связи с чем ответственное лицо будет нести ответственность как за нарушения требований охраны труда, так и за последствия таких нарушений.
О законодательном регулировании рассмотрения обращений управляющими организациями
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и иные организации, урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В ч. 1 ст. 12 данного Закона установлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Между тем, управляющая организация не является государственным органом или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, или иной организацией, на которую возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, управляющие многоквартирными домами компании являются обычными юридическими лицами, созданными для получения прибыли и не осуществляют публично значимые функции. Следовательно, правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими компаниями, носят гражданско-правовой характер и на них не распространяются требования Закона № 59-ФЗ.
Между тем, управляющие организации имеют статус исполнителей коммунальных услуг, обязанности которых, в том числе виды обращений потребителей и сроки их рассмотрения, определены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При направлении заявлений в управляющие организации необходимо руководствоваться положениями названного Постановления Правительства РФ.
Управляющая организация обязана вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подп. «к» п. 31 Постановления Правительства РФ).
О предоставлении оплачиваемого отпуска работнику при обучении в магистратуре
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 173 ТК РФ)- работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Вместе с тем, оплачиваемый учебный отпуск работнику при обучении в магистратуре (заочное обучение), предоставляется при условии, что работник является дипломированным специалистом (термин "дипломированный специалист" относится к лицам, обучавшимся по государственным образовательным стандартам, по ступеням ВПО, то есть поступившим в вузы до 1 января 2011 года).
Таким образом, лицо, являющееся "дипломированным специалистом", вправе обучаться в магистратуре на конкурсной основе за счет средств бюджета.
Для лица, являющегося "специалистом" и обучавшегося по уровню ВПО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, обучение по программе магистратуры является получением второго высшего образования и реализовывается на платной основе.
Общественный жилищный контроль
Общественный жилищный контроль – это мероприятия, направленные на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, подведомственных им организаций.
Граждане могут принимать участие в этой работе в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.
Желающие принять участие в общественной проверке или экспертизе, в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении контроля в системе ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru), вправе направить инициатору контроля любым способом по своему усмотрению запрос о привлечении к участию в названной деятельности, указав фамилию, имя, отчество, образование, квалификацию, место и опыт работы.
Участвуя в общественном контроле, граждане вправе:
запрашивать у органов государственной и муниципальной власти, подведомственных им организаций, иных органов и организаций информацию;
посещать эти организации;
подготавливать и направлять в вышеназванные организации итоговый документ по результатам контроля;
в случае выявления фактов нарушения прав граждан, интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, направлять материалы Уполномоченным РФ по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются
Согласно положениям ст.69, ч.1 ст.266 Трудового кодекса РФ обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра независимо от трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Таким образом, несовершеннолетний в возрасте 15-17 лет может быть принят на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра.
Подтверждением прохождения медосмотра является справка, оформленная в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 834н и содержащая сведения, кроме объективных данных и состоянии здоровья, указанные врачом-терапевтом, врачом-хирургом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, врачом-офтальмологом, данные флюорографии, данные лабораторных исследований.
Кроме этого, данная справка должна содержать сведения о перенесенных заболеваниях и профилактических прививках.
Справа должна быть подписана врачом, выдавшим данную справку, и главным врачом медицинской организации.
В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет.
Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Расширен перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим психическими расстройствами, право на дополнительную жилую помощь
Приказом Минздрава России от 05.09.2019 №728н внесены изменения в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н.
Указанный перечень, включающий в себя хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, дополнен детским аутизмом и атипичным аутизмом.
Трудовым Кодексом РФ закреплены особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними лицами
В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
Вместе с тем трудовой договор разрешается заключать с ребенком младше 16 лет. Предусмотрены следующие условия заключения такого договора:
1) с 15 лет - если ребенок получил общее образование и привлекается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. Если ребенок оставил школу до получения основного общего образования или продолжает получать общее образование в иной форме после отчисления из школы, привлечение его к выполнению легкого труда также не должно быть в ущерб освоению образовательной программы;
2) с 14 лет - если ребенок получил общее образование и привлекается для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, при наличии письменного согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства. Если ребенок еще получает общее образование, то дополнительно к указанным условиям заключение трудового договора с ним не должно быть в ущерб освоению образовательной программы, а трудиться он должен в свободное от учебы время;
3) младше 14 лет - если ребенок привлекается для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках и такая работа не причинит ущерба его здоровью и нравственному развитию, при наличии согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.
Трудовой договор от имени несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, подписывается одним из родителей (усыновителем, опекуном).
Перед заключением трудового договора ребенку следует пройти обязательный медицинский осмотр (обследование). В дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, медицинский осмотр (обследование) нужно будет проходить ежегодно.
При заключении трудового договора впервые работодатель оформляет ребенку трудовую книжку.
Кроме того, в случае если у ребенка не открыт индивидуальный лицевой счет, сведения, необходимые для его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, представляются в территориальный орган ПФР работодателем.
Также, работодатель до подписания трудового договора должен ознакомить работника, в том числе несовершеннолетнего, под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка (при наличии) и иными локальными нормативными актами, связанными с его трудовой деятельностью.
Подорожание медицинских справок отложено до следующего года
Вступление в силу отдельных положений порядка медицинского освидетельствования водителей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» отложено до 1 июля 2020 года.
Речь идет о положениях, предусматривающих в обязательном порядке определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
При техосмотре будут проверять тахографы
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1276 с 01.11.2019 внесены изменения в Правила проведения технического осмотра транспортных средств, согласно которых обязательной процедурой станет проверка наличия работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа).
При этом тахограф будет проверяться на соответствие требованиям, в том числе, опломбирован ли он; имеет ли настройку, проведенную не позднее трех лет до дня представления ТС на очередной техосмотр; выводит ли на печать информацию о регистрационных данных ТС, номере программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени; имеются ли сведения о результатах поверки тахографа в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Контрольное устройство будет проверено на наличие опломбировки; знака официального утверждения типа, проведена ли калибровка не позднее двух лет до дня представления ТС на очередной техосмотр; имеются ли сведения о поверке в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений; размещена ли на ТС или на самом устройстве табличка с информацией о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения.
Сведения о работоспособных указанных устройствах будут заноситься в диагностическую карту.
С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS
Изменениями в Федеральный закон Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления SMS-сообщения. Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.
Важным условием будет является наличие согласия лица на его информирование данным способом.
Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо при наличии в личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг.
Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Внесены изменения в правила пользования жилым помещением
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417 внесены изменения в пункт 4 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 № 25.
В соответствии с внесенными изменениями жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Данные изменения направлены на создание условий для развития сферы самозанятых граждан и малого предпринимательства.
Кроме этого, постановлением устанавливается запрет на размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Выплаты в 50 рублей по уходу за ребенком отменены
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.11.2019 с 1 января 2020 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в России будут отменены.
Однако со следующего года семьям с ребенком в возрасте от полутора до трех лет, которые признаны официально нуждающимися, пересмотрен размер поддержки. Семьям с доходом ниже двух величин прожиточного минимума на человека, имеющим детей до трех лет, будут выплачивать пособие в размере установленного регионом прожиточного минимума.
Уточняется, что тем, кому пособия в размере 50 рублей были назначены до вступления Указа в силу, выплаты сохранятся. Это правило также распространяется и на тех, кому они будут назначены при рождении ребенка до 1 января 2020 года.
Изменились правила подачи исковых заявлений в суд
C 1 октября 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 20.11.2018 № 451-ФЗ в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Теперь к исковому заявлению, направленному в судебный орган, истец должен приложить уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В исковом заявлении необходимо будет указывать следующие сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.
Об уголовной ответственности за взяточничество
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество.
Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
При этом уголовная ответственность установлена как за получение взятки (ст. 290 УК РФ), так и за ее дачу (ст. 291 УК РФ). Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, услуг имущественного характера, за совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие), за совершение незаконных действий (бездействие), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
При этом взятка на сумму денег, стоимость имущества и услуг превышающие двадцать пять тысяч рублей признается значительной, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей - крупной, превышающие один миллион рублей - особо крупной. За получение взятки к виновному наряду с лишением свободы на срок до 15 лет может быть применен и штраф в размере до стократной суммы взятки.
Полученные в счет взятки деньги, ценности и иное имущества подлежат конфискация в собственность государства.
В целях обеспечения исполнения приговора или возможной конфискации имущества на имущество взяткополучателя, включая безналичные денежные средства, находящиеся на счетах, может быть наложен арест.
За дачу взятки должностному лицу предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет, может быть применен и штраф в размере до девяностократной суммы взятки.
Следует отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.