«Смеяться, право, не грешно…»
Год театра в России преподносит гусевчанам первые сюрпризы. Главный из них – феерическая премьера народного театра ЕСКЦ «Дело было в Пантюхино» по пьесе Лилии Моцарь «Чего хочет баба», приуроченная, по традиции, к Международному дню театра. В центре внимания – молодуха Наталья (Елена Алексеева), одинокая женщина. Она обращается за помощью к своей подруге Галине (Светлана Коняева) за помощью с брачным объявлением. Приятельницы пишут письмо в местную газету, не догадываясь, чем это обернется для всего села. Но так получается, что безобидное послание ставит под удар все планы и мечты Петра Семеновича (Константин Фролкин), главы местного фермерского хозяйства. Выяснить, кто писал письмо, не удается, (подозрение падает на учительницу музыки), и Петр Семенович со своим другом и помощником Григорием (Демьян Смыслов) применяют беспрецедентные меры: решают всех одиноких женщин в срочном порядке переженить. В Пантюхино устраивают день села и небольшой концерт. Но когда на встречу с единственным женихом Вениамином (Андрей Миронов) является не учительница, а Наталья, Петр Семенович понимает, что не может ее потерять. После целой серии анекдотичных ситуаций с песнями, танцами и сладкими снами Натальи про мужиков (шикарная режиссерская работа Ольги Тарлаковой и настоящий профессионализм наших артистов!), в которых активно участвует и Варька (Нина Назарова), все заканчивается счастливым финалом.
Как видите, сюжет незамысловат, но успех полный, аншлаг – на обоих показах. Зрители смеялись почти беспрерывно (смеяться наши люди любят, и никакого греха в этом нет), шквал аплодисментов под занавес, цветы, поздравления от председателя комитета по культуре и туризму Валентины Кустаровой и многочисленных поклонников. Я в очередной раз пожалел, что эти спектакли не посещают специалисты из областного центра народного творчества, а в советские времена гости из Владимира регулярно приезжали.
Все сложилось так хорошо – весело, увлекательно и, на первый взгляд, безукоризненно, что захотелось к чему-нибудь придраться. Если говорить в целом, я не расслышал некоторые реплики. Замечательная Елена Алексеева на этот раз, как мне показалось, провела свою роль не всегда ровно, временами выпадая из выбранного для деревенского образа Натальи речевого тона. Светлана Коняева отыграла, как всегда, на своем высоком уровне, но не привнесла, как мне сказала одна почитательница ее таланта, ничего нового к созданным ею раньше типажам. Первый выход, вернее, велосипедный выезд, на сцену Константина Фролкина был бледноват и произвел впечатление разогрева. Возможно, сказался срочный вызов самодеятельного артиста на работу незадолго до начала спектакля, вернулся он за полчаса до третьего звонка. В следующих сценах исполнитель полностью слился с ролью фермера, особенно блистал в эпизодах с трибуной. Он был очень серьезен, а временами зол, но каждая его реплика встречалась смехом зала, при этом у актера не дрогнул на лице ни один мускул с намеком на улыбку.
Неизменно органичным предстал на сцене в образе своего героя Демьян Смыслов, не только удивительно быстро влившийся в театральную труппу, но и заслуживший высшую оценку. Но… В общем, созданный им однажды образ, вроде как, переносится им из спектакля в спектакль, скажем из предыдущей постановки про именины. Андрей Миронов (кстати, по недоразумению, он не попал в программку) матереет буквально от роли к роли, упорно стремится к уровню своего знаменитого сверхталантливого тезки. Несомненная творческая удача, но маленький совет: не выключаться из действия во время собственных текстовых пауз (случается иногда). К Нине Назаровой не знаю, с чем и придраться. Настоящая деревенская баба! Пожалуй, это ее лучшая работа на гусевской сцене.
Непревзойденная Ольга Тарлакова (как повезло гусевским театралам с нашим удивительным режиссером!) изобретательно встретила Год театра с этим спектаклем: в массовых сценах были задействованы почти все знакомые гусевским любителям театра самодеятельные артисты, которыми располагает режиссер. Даже солистки «Ваталинки» не просто пели, а попробовали себя в жанре комедии. Причем, участники «массовок» не смотрелись статистами, а выступили полноправными созидателями театрального действа. Точно выполнили задумки постановщика звуко- и светорежиссеры. Помогли и другие специалисты в своих жанрах, а в целом усилиями всего слаженного коллектива ЕСКЦ родилось столь притягательное зрелище, что некоторые мои знакомые собрались посмотреть сей спектакль еще раз через неделю, да вот беда – билетов уже не оказалось. Большая группа именинников во главе с режиссером была отмечена благодарностями главы города.
Будем с нетерпением ждать зимней премьеры, под занавес Года театра. Вопрос: «Неужели еще больше может удивить нас Ольга Тарлакова со товарищами?» - я задаю себе после каждого спектакля, а Ольга Александровна и артисты каждый раз уверенно рассеивают все мои сомнения…
Федор Любимов.