Ответственность за дачу взятки может наступить для любого гражданина передавшего взятку должностному лицу, к которому относятся, в том числе чиновники - федерального уровня и органов местного самоуправления, сотрудники правоохранительных органов, работники государственных учреждений.
Как правило, граждане не всегда отдают отчет, что желая, например, избежать наступления административной ответственности за небольшое нарушение, передают должностному лицу деньги, и тем самым совершают серьезное уголовное преступление.
При этом, преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ – дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника, считается совершенным в момент получения взяткополучателем хотя бы части материальных ценностей от взяткодателя или его посредника.
Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16 лет.
Вместе с тем, согласно примечанию к ст. 291 УК РФ, наказания за преступление и уголовного преследования можно избежать, если взяткодатель добровольно обратится в правоохранительные органы, будет активно способствовать раскрытию преступления либо в случае, когда имело место вымогательство взятки. При таких обстоятельствах уголовное преследование распространяется только на взяткополучателя.
Законом в качестве альтернативного наказания, наряду с ограничением свободы или лишением свободы, установлен штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме взятки (от 25 тысяч рублей до 500 миллионов рублей).
Так, за истекший период 2016 года следственными органами г. Гусь-Хрустальный возбуждено 5 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 291 УК РФ за дачу взятки инспектору ГИБДД за совершение заведомо незаконного бездействия – не составление протоколов об административном правонарушении.
За аналогичный период Гусь-Хрустальным судом осуждено 4 лица за дачу взятки к наказанию в виде штрафа на общую сумму 300 тыс. руб.
Борьба с коррупцией дает положительные результаты только тогда, когда она носит комплексный характер, ведется стабильно, систематически, причем на это направляются все силы власти и общества.
Уточнены основания для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации
26 февраля 2016 года вступил в силу действие Федерального закона от 15.02.2016 N 17-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанным законом установлено, что глава муниципального образования или местной администрации может быть отрешен от должности также в случае совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда.
В преддверии выборов прокуратура разъясняет изменения в законодательстве о выборах
Федеральными законами от 15.02.2016 № 29-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ внесены существенные изменения в законодательство о выборах и референдумах, в том числе в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 15.02.2016 № 29-ФЗ установлено, что полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению кандидата или избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и назначивших данного члена комиссии, в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.
Кроме того, предусмотрено ограничение общего числа наблюдателей, назначаемых от политической партии, иного общественного объединения, зарегистрированного кандидата, инициативной группы по проведению референдума (не более 2 наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение). Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Одновременно с этим наблюдателям предоставляется право осуществлять фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
Новые редакции измененных Федеральным законом от 15.02.2016 № 29-ФЗ законодательных актов применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня его вступления в силу.
Федеральным законом от 09.03.2016 № 66-ФЗ Федеральный закон дополнен положением, согласно которому члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае, если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
Определены сроки подачи жалоб на решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума. Указанная жалоба подается в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 5.69, устанавливающей ответственность граждан, должностных лиц за вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании и предусматривающей наложение штрафа от 2 тысяч до 50 тысяч рублей.