Учись по-новому, проектируй по-взрослому!
Есть только один путь постижения – действовать.
П. Коэльо
Согласно ФГОС второго поколения основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, развиваются способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в девятых классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен проектной деятельности.
Проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов», реализуется в урочной деятельности и продолжается во внеурочной. Ребята выполняют индивидуальные, парные и групповые проекты. Учителя-предметники и классные руководители координируют вовлеченность всех учеников в проектную деятельность. Предусмотрен выход с наиболее интересными проектными работами на предметных секциях в День науки, Фестивале проектов, Творческом отчете объединений по внеурочной деятельности.
Особое внимание обучению проектной деятельности уделяется в шестых классах, которые являются «пилотными» по организации введения ФГОС основного общего образования.
В рамках внедрения проектной деятельности учителя-предметники применяют задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Идея проекта, как правило, рождается у учителя, поэтому каждым учителем, работающим в шестых классах, были определены темы и предложены на выбор шестиклассникам. В течение года ребята выполнили проекты по математике, биологии, географии, истории, обществознанию, технологии и ОБЖ.
24 мая в рамках промежуточной аттестации 36 лучших проектов были представлены комиссии на заседаниях предметных секций. Наибольший интерес у учащихся вызвал предмет математика. На самой многочисленной секции было показано 16 интересных проектных работ: бизнес-проекты «Приют для кошек», «Детская площадка», «Строительство и ремонт дома», «Обустройство детской комнаты» с точными математическими расчетами всех затрат на реализацию проекта и изготовлением наглядных макетов; познавательные проекты «Путешествие в город Муром», «Гусь-Хрустальный в цифрах и датах», «Санкт-Петербург в задачах» и другие. Юные биологи вырастили комнатные цветы с соблюдением всех правил посадки и ухода, разводили и изучали плесень, изготовили целую аптеку лекарственных средств на основе целебных трав. При работе над проектами по истории и обществознанию «Моя семья – моё достояние», «Общение и конфликты», «Арбалет и его история», по технологии и ОБЖ – «Скворечник», «Правила безопасности в походе» использовались методы современной науки: моделирование, социологический опрос, анкетирование. Во всех выступлениях были отмечены полнота раскрытия темы, актуальность, значимость проблемы, доступность и реалистичность. Выступления многих учащихся были эмоциональны и выразительны. Использовались средства наглядности и мультимедийные презентации. Во время защиты проектов выступающим были заданы вопросы, на которые ребята дали полные ответы, что подтверждает глубину изучения темы. Все авторы проектов были награждены сертификатами о выполнении работы с указанием отметки комиссии.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями-предметниками. Тем самым проектная деятельность помогает в интересной форме формировать у учащихся большое количество универсальных учебных действий, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Зам. директора по инновационной работе МБОУ СОШ № 15
Головашова И.В.