В школе №5 состоялось необычное мероприятие, которое с большой долей вероятности станет традиционным. По инициативе городского Совета ветеранов педагогического труда, его председателя Л.В. Лебедевой и при поддержке администрации города состоялась встреча педработников различных поколений – ветеранов и нынешних деятелей системы образования, в числе которых были сотрудники управления образования, директора всех школ города. Начала разговор заместитель главы администрации города И.Б. Тишкина, поблагодарившая ветеранов за их огромный вклад в дело просвещения, за неравнодушие. Инесса Борисовна с волнением сказала: «Вы – наши учителя!», подчеркнув тем самым важность и незыблемость преемственности поколений.
Собравшихся в актовом зале приветствовала директор школы Т.Н. Овсова. Она отметила, что каждая школа имеет свою «изюминку». Своеобразие пятой школы заключается в том, что ее образовательным пространством по формированию патриотизма духовно-нравственной культуры учащихся стали музеи «Эхо Афганской войны», отметивший в том году свой пятилетний юбилей, и открытая недавно комната-музей «Русская изба». Вначале руководитель музея Т.Г. Кутузова и ее помощники-ученики ознакомили участников встречи с работой «афганского» музея, его экспонатами и героями экспозиции. Их рассказ сопровождался впечатляющим видеорядом. Среди участников встречи в этот день были А.Н. Давыдов, председатель гусевской организации Союза ветеранов Афганистана, член правления Р.Р. Кустаров и руководитель местной организации «Боевое братство» Ю.А. Карпов, в адрес которых прозвучали слова признательности за оказание неоценимой помощи в организации патриотического воспитания молодежи. Р.Р. Кустаров тронул сердца людей песней о жестоких афганских событиях.
Т.Н. Овсова рассказала о своей школе, психолого-педагогическом направлении образовательного процесса, реализации проекта «Доступная среда», взаимодействии с многочисленными социальными партнерами… Затем состоялось посещение школьных музеев. В «Русской избе» учениками была представлена костюмированная «Коляда», порадовали исторические экспонаты. Большое впечатление на ветеранов и других гостей произвел и музей «Эхо Афганской войны», созданный по инициативе и при содействии наших «афганцев». Скажу об одной детали: среди экспонатов подбитая бутылка, найденная в при раскопках в окопах времен Великой Отечественной войны под Москвой, с выдавленной на дне надписью о том, что она сделана… на Уршельском заводе.
Обмен мнениями за чайным столом с вкуснейшими пирогами и булочками открыла И.Б. Тишкина. Начальник управления образования В.В. Царев вел речь об особенностях современного учебного процесса, отметив изрядный дефицит кадров. Владимир Валентинович считает необходимым направлять выпускников вуз*ов, получивших высшее образование бесплатно, на какое-то время работать в школу. Этот вопрос сейчас изучается на уровне министерств и ведомств. В общении с ветеранами также приняли участие замначальника управления Л.Б. Корябкина, заведующая методкабинетом С.Н. Павлова, инспектор управления образования Н.В. Смирнова, директора школ.
Л.В. Лебедева сообщила, что у ветеранов педагогического труда накопилось много вопросов, и показала список из 27 пунктов. Начала Людмила Васильевна с проблемы курения школьников. Как наказывают за это? Было сказано, что в школьных помещениях и на прилегающей территории эта проблема, в основном, преодолена. Этому способствовали и воспитательная работа, и меры наказания, которые могут применяться к родителям и старшеклассникам, вплоть до исключения из школы. Дымные завесы в туалетах – давно уже в прошлом. Искореняются и перекуры за углом. Предметом обсуждения стала также учеба учителей в начале учебного года, потом приходится нагонять со всеми вытекающими последствиями. Волнуют ветеранов и современные образовательные системы, которые, к их удивлению, выбирают сами учителя и школа. Скажем, развернулась дискуссия вокруг системы Л.В. Занкова для начальной школы. Было сказано, что родители против нее, сейчас от нее отказались и вернули на апробацию, и учебников, соответственно, нет. Однако есть в нашем городе и сторонники системы Л.В. Занкова как среди учителей, так и среди родителей, готовые участвовать в эксперименте. Большое внимание стороны уделили обсуждению причин появления репетиторства и его влиянию на образование детей. Шел разговор о работе школьных общественных организаций, предстоящем в октябре 100-летнем юбилее гимназии, порядке присвоения школе №3 имени Е.А. Боброва, о нелегкой доле учителя…
Меняются со временем формы работы с детьми, появляется много инноваций, но всегда важнейшее значение имеют такие ценности, как духовная нравственность и патриотизм. Все это увидели ветераны-педагоги на примере школы №5, и выразили благодарность ее коллективу за проводимую работу и гостеприимство. Подобные встречи, безусловно, нужны и полезны для всех участников.
С. Фролкин. Фото автора