Депутат Игорь Игошин о «правительственном часе» с участием министра Сергея Донского
Темой первого в 2015 году «правительственного часа» в Государственной Думе стали экология и природопользование. На фоне напряжённой экономической ситуации подобное решение может показаться неожиданным. Однако это – только на первый взгляд. В действительности же охрана природы и экономики тесно связаны.
В экологии, как и в здравоохранении, во многих случаях «болезнь легче предотвратить, чем лечить». Это означает, что необходимо применять такие производственные технологии, которые минимизируют ущерб окружающей среде и здоровью людей. Иными словами – самые современные.
Между тем такие технологии, одновременно, зачастую являются наиболее эффективными и с экономической точки зрения. Предприятия, которые их применяют, становятся наиболее конкурентоспособными. У них невысокая себестоимость производства, квалифицированные (а значит и высокооплачиваемые) рабочие места, солидные налоговые поступления в местные бюджеты. Наконец, они способны выпускать самую современную продукцию: в условиях направленных против нашей страны агрессивных санкций это чрезвычайно важно.
Именно поэтому в прошлом году в России был принят закон, стимулирующий внедрение так называемых «наилучших доступных технологий». И теперь важно добиться, чтобы этот принцип был реализован – причём так, чтобы не навредить, а, напротив, усилить потенциал отечественной индустрии.
Проблема действительно серьёзная. Настоящие производственники хорошо понимают, что внедрение новых технологий – операция и трудная, и дорогостоящая. Ни в коем случае нельзя обременять заводы, многим из которых и так приходится «несладко», избыточными обязательствами. Сроки подобной модернизации должны быть максимально щадящими.
Именно поэтому предполагается, что переход на такие технологии займёт в России около полутора десятилетий. А в ближайшие три года будет идти, прежде всего, подготовка соответствующих справочников: с тем, чтобы предприятия имели возможность уже сейчас начинать готовить модернизацию.
Важен и другой вопрос: о том, кто должен быть объектом контроля в данной сфере. Мало кто знает, но 60% всех выбросов в стране обеспечивают немногим более полутора сотен предприятий: таких, как «Норильский никель».
Очевидно, что меры «экологического воздействия» и требования по внедрению природосберегающих технологий должны распространяться, прежде всего, на них. Тем более что зачастую это богатые компании, которые вполне способны оплатить модернизацию.
Огромное же большинство предприятий, напротив, не оказывают на окружающую среду ощутимого воздействия. Например, доля нашей Владимирской области в общероссийских выбросах в атмосферу загрязняющих веществ (от стационарных источников) составляет менее 0,2%.
Понятно, что для таких предприятий, напротив, необходимы послабления. Предъявлять к ним те же требования, как и к комбинатам, чьи выбросы измеряются сотнями тысяч тонн вредных веществ, абсурдно. Поэтому одновременно речь идёт о том, что к предприятиям с наименьшим воздействием на окружающую среду меры государственного регулирования вообще не должны применяться; а их отчётность по этому вопросу необходимо минимизировать. Это заметно снизит для них «административную нагрузку».
В итоге такой политики – усиления контроля и модернизации крупнейших предприятий-загрязнителей, и одновременно избавления от избыточной опеки тех, кто не наносит экологии заметного вреда – выбросы должны заметно сократиться. В долгосрочной перспективе речь идёт об их уменьшении в 4-5 раз. Экологическая ситуация заметно улучшится. А отечественные заводы станут гораздо более современными.
Подготовил Ю. Борисов