Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области за 2020 год
Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области подготовлено во исполнение статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Муниципальный земельный контроль является муниципальной функцией, которая на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области исполняется отделом муниципального контроля администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее – отдел муниципального контроля). Данный вид контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением главы города от 20.04.2015 № 275 (с изменениями, внесенными постановлением главы города от 29.12.2017 № 292), и «Положением о порядке осуществления муниципального контроля на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области», утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 29.03.2017 № 16/4. Указанные правовые акты размещены на официальном сайте муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области.
Целями обобщения практики являются: публикация сведений об указанной практике, устранение условий, способствующих совершению правонарушений, оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений.
Целью муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.
Задачей муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства.
Взаимодействие в данной сфере осуществляется с органами прокуратуры и Гусь-Хрустальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Отдел муниципального контроля осуществляет контроль по предупреждению, выявлению и пресечению следующих нарушений земельного законодательства: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ), невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ), использование земельных участков по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ). Также осуществляются проверки за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, выданных по итогам проведения проверок соблюдения земельного законодательства (невыполнение предписания – ч. 1. ст. 19.5. КоАП РФ).
Мероприятия в рамках проведения муниципального земельного контроля осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок.
В 2020 году отделом муниципального контроля на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области было проведено 56 внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, из них: 55 – в отношении физических лиц; 1 – в отношении юридического лица.
По результатам проведенных мероприятий выявлено 39 нарушений. Материалы проверок направлены для рассмотрения и принятия решения в Гусь-Хрустальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
По анализу практики за 2020 можно сделать вывод, что наиболее распространенным правонарушением является нарушение ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В целях недопущения нарушений земельного законодательства участникам земельных отношений необходимо принимать следующие меры:
- удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют установленным границам (сведения о которых содержатся в ЕГРН). Информацию об оформленных границах земельных участков можно узнать на публичной кадастровой карте в сети «Интернет». В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН;
- фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю и в ЕГРН;
- в целях недопущения нарушения обязанности использовать земельные участки на основании зарегистрированных в установленном порядке правоустанавливающих документов, необходимо обратиться в уполномоченный орган за предоставлением прав на землю.
В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства по обозначенным вопросам, получить квалифицированную помощь по существу возможно посредством личного обращения к специалистам отделам муниципального контроля, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля.
Также сотрудниками отдела муниципального контроля проводятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований – информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований в области муниципального земельного контроля.