Итоговый отчет
управления образования администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный
«О результатах анализа состояния и перспектив развития
системы образования за 2013 год»
I. Анализ состояния и перспектив развития
1. Вводная часть
Анализ состояния и перспектив развития системы образования города проведен управлением образования администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный
Страна: Россия
Округ: центральный федеральный округ
Субъект федерации: Владимирская область
Основан: в 1756 году
Посёлок городского типа: с 1926 года
Город: с 1931 года
Справочный телефон управления образования: 8(49241) 2-23-64.
Город Гусь-Хрустальный - это крупный
промышленный, научный и культурный центр Владимирской области, который в целом
сохранил свою специализацию как город стеклоделия. Город является организующим
центром Владимирской Мещеры - особого природно-культурного территориального
комплекса, расположенного на юго-западе Владимирской области.
Демография. За 2013 год в городе родилось 719 человек, что на 63 человека или 7,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Смертность населения уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 6,9 % или на 94 человека. За 2013 год умерло 1083 человека. Таким образом, естественная убыль населения города Гусь-Хрустальный за 2013 год составила 364 человека (в 2012 году за тот же период – 395 человек).
По сравнению с 2012г. естественная убыль населения уменьшилась на 31 чел., или на 7,8%. Число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза (аналогично 2012г.). Показатель рождаемости снизился на 7,1%, показатель смертности - на 6,9%. Коэффициент детской смертности составил 9,5 умерших на 1000 родившихся, увеличился на 5,6%. По сравнению с 2012г. число юридически оформленных в органах ЗАГС браков уменьшилось на 12,5%, число разводов – на 1,9%.
Рынок труда.
На 01.01.2014 года на учете в ЦЗН состоит 965 безработных граждан, в
том числе 422 человека проживает в городе. В сравнении с тем же периодом
прошлого года численность безработных граждан уменьшилась на 104 человека.
Состав безработных граждан по причинам увольнения представлен
следующим образом:
- собственное желание–222
- сокращение численности штата, ликвидация предприятия –51
-увольнение с военной службы–4
-другие причины –145.
Численность безработных граждан, уволенных по сокращению численности штата, либо ликвидации предприятия уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 35 человек (в прошлом году состоялось массовое сокращение работников с ООО «Хрустальный завод).
Среди безработных граждан, зарегистрированных в ЦЗН на 01.01.2014г., 5 сирот и 13 выпускников 2013г.
С начала года численность безработных граждан в городе уменьшилась на 104 человека.
Заявленная потребность в работниках в декабре 2013 года составила 58 единиц, за аналогичный период 2012 года –44 ед. По состоянию на 1 января 2014г. потребность в работниках зафиксирована на уровне 203 ед., на 1 января
2013г. –143.
Коэффициент напряженности на рынке труда составил 2 человека на одну вакансию, что соответствует аналогичному периоду предыдущего года.
Уровень безработицы по городу, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, составил на 01.01.2014г. –1,2 %.
В общем числе безработных граждан на долю женщин приходится 55%, на долю мужчин –45%.
Нашли работу (доходное занятие) в декабре 133 человека (ноябре –128).
За январь –декабрь 2013г. в ЦЗН обратилось за содействием в поиске подходящей работы 147 человек, относящихся к категории инвалидов.
Нашли работу (доходное занятие) в январе –декабре 50 инвалидов, в том числе 47 -безработные граждане.
По состоянию на 1 января 2014г. на учете в ЦЗН зарегистрирован 71 гражданин, имеющий инвалидность.
В рамках Долгосрочной Программы содействия занятости населения Гусь-Хрустального города и района на 2013 год осуществлялись мероприятия, направленные на обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан, повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг
2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
Основной целью системы образования города (цель № 1) остается равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Задача 1 . Реализация муниципальной модели образовательной сети и ее оптимизация.
Обеспечение государственных прав граждан на получение общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выделения субвенции из областного бюджета.
Объем субвенций определен согласно региональному нормативу расходов для реализации основных общеобразовательных программ муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденному Законом области в расчете на одного учащегося, в соответствии с протоколом согласований исходных данных для проведения расчетов. Норматив рассчитан в разрезе ступеней обучения по видам общеобразовательных учреждений с учетом реализуемых ими общеобразовательных программ и среднегодовым показателем по отчету за 2013 год - 6066 учащихся.
C 1 февраля 2013 года реорганизовано муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени кавалера ордена Красной Звезды А.А. Кузора» в форме присоединения к нему муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №9» (постановление главы от 01.11.2012 №752 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени кавалера ордена Красной Звезды А.А. Кузора»).
Таким образом, сеть общеобразовательных учреждений представлена следующим образом:
- 6 муниципальных средних общеобразовательных школ;
- 5 муниципальных основных общеобразовательных школ;
- негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия»
- 27 дошкольных образовательных учреждений;
- 2 учреждения дополнительного образования детей,
- оздоровительный лагерь «Хрусталек».
Все общеобразовательные учреждения имеют свидетельства о государственной аккредитации, что свидетельствует о наличии у них права на проведение итоговой аттестации учащихся и выдачу выпускникам документов об образовании государственного образца. Все образовательные учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Задача 2. Реализация государственных стандартов образования.
В системе образования города решается главная стратегическая задача – обеспечивается равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Основные индикаторы, характеризующие систему образования – это показатели охвата образованием (отношение численности учащихся к численности населения соответствующего возраста), движение контингента по ступеням образования, продолжительность обучения, показатели выпуска и окончания.
Управлением образования и администрацией образовательных учреждений принимались меры по обеспечению государственных гарантий доступности качественного общего образования на всех ступенях обучения.
На начало 2013-2014 учебного года на территории МО город Гусь-Хрустальный функционирует 11 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 6 средних школ, из них 2 с углубленным изучением отдельных предметов (№2, 15), 5 основных, в которых обучается 5978 учащихся. По сравнению с 2012-2013 учебным годом контингент детей школьного возраста увеличился на 63 человека. Численность детей, занимающихся в классах выравнивания 77 человек, что составляет 1,4% от обучающихся в 1-9 классах.
Количество классов-комплектов муниципальных ОУ увеличилось на 1 класс (с 238 до 239). Наполняемость в классах увеличилась с 24,8 до 25,0 человек в классе.
Кроме того, функционирует негосударственное общеобразовательное учреждение Православная гимназия, в которой обучается 135 учащихся 1-11 классов. Таким образом, всего на территории МО город Гусь-Хрустальный функционирует 12 общеобразовательных учреждений с общим количеством 6113 учащихся.
В плановом периоде данные показатели останутся стабильными.
Все общеобразовательные школы города осуществляют образовательный процесс по учебному плану, составленному на основе областного (регионального) базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом департамента образования администрации Владимирской области от 25.07.2007 № 528.
Учебные планы полностью выдерживают федеральный, региональный компонент содержания образования, целенаправленно формируют школьный компонент учебного плана, что является важнейшим условием получения качественного образования обучающимися. В 11 общеобразовательных школах введено изучение иностранного языка и информатики в начальной школе.
Продолжается организационная работа по введению государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, которая обеспечивается реализацией Мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в образовательных учреждениях Владимирской области в 2011-2015 гг., которые утверждены приказом департамента образования от 01.07.2011 № 734.
Управлением образования совместно с руководством школ были созданы необходимые нормативно-правовые, материально-технические, кадровые, финансово-экономические условия для реализации основной образовательной программы начального общего образования второго поколения, проведено информирование общественности, родителей через средства массовой информации по подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты. Информация о введении ФГОС размещена на сайтах ОУ.
С 01.09.2013 на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования перешли учащиеся 1-3 классов и 55 учащихся 4 классов пилотного МБОУ «СОШ№15». Таким образом, во II полугодии 2013 года доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях города, составляет 32,3% (план – 32,0%).
Администрация школ, педагоги, работающие в 1-3 классах, прошли необходимую курсовую подготовку для работы по новым ФГОС; приняли участие в семинарах, организованных ВИПКРО согласно плана проведения областных семинаров по введению ФГОС начального общего образования в пилотных общеобразовательных учреждениях области; пользовались информационной поддержкой «Новые ФГОС в действии» на сайте ВИПКРО. В 2013 году будет завершено обучение учителей начальной школы по новым ФГОС, всего пройдут обучение 103 педагога (100% от учителей начальных классов). Задача руководителей школ -обеспечить своевременное обучение педагогов на запланированных курсах.
Одной из проблем является соответствие направлений и форм организации внеурочной деятельности в ОУ интересам и запросам родителей и учащихся, организация взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, целенаправленный выбор и отработка модели внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями Минобрнауки. В 2013-2014 учебном году будет продолжена работа по совершенствованию нормативно - правового, материально- технического обеспечения образовательного процесса, созданию условий для организации внеурочной деятельности.
Финансирование расходов на учебный процесс не выходит за рамки определенных учебными планами объемов учебной нагрузки по предметам. В то же время некоторое увеличение объемов финансирования неизбежно будет происходить в связи с делением групп, обучающихся иностранным языкам в школе 1 ступени, чего не было ранее, т.к. иностранные языки в начальной школе практически не изучались. Прогнозируется увеличение объемов финансирования в связи с массовым переходом школ на профильное обучение в школе III ступени, т.к. часть школ будет многопрофильными (шк. №№ 2, 3, 10, 15), что потребует деления контингента учащихся на подгруппы при изучении профильных предметов. Другая часть школ будет реализовывать модель «индивидуальный учебный план», что так сопряжено с возрастанием количества финансируемых учебных занятий. Эти средства будут изысканы за счет реструктуризации сети.
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, требуется перестройка педагогической практики, интенсивного освоения педагогами новых средств обучения и современных образовательных технологий, в том числе с применением информационных технологий и технологий дистанционного обучения. В связи с этим принимаются меры по оснащению учебного процесса компьютерной техникой. С учетом того, что на начало года город отставал по показателю доступности ПК от среднеобластных показателей - численность учащихся, приходящихся на 1 единицу техники составляла 15 (область – 13), управлением образования при планировании расходования средств модернизации общего образования на 2013 год были приняты целевые меры по увеличению количества ПК. За счет этого в 2012-2013 учебном году приобретено 235 единиц, в том числе 6 мобильных классов в школах №№1, 2, 3, 4, 10, 15с учетом возможности их использования при проведении итоговой аттестации. Количество ПК увеличилось с 453 до 676 ед., численность учащихся, приходящихся на 1 единицу техники, уменьшилась до 9, что выше среднеобластного (10). Высокая обеспеченность ПК наблюдается в школах №№1, 2 – 7, №16 – 8; №3,15 – 9; №10,14– 10; ниже городского и областного уровней – в школах №№5, 13 – 11; №7 – 12; крайне низкий в школе №4 – 19.
В целях обеспечения условий для получения качественного общего образования за счет субвенций областного бюджета обеспечен доступ к Интернету во всех общеобразовательных учреждениях. Доступ к сети Интернет в учебных кабинетах обеспечен в школах №№1, 2, 3, 15 за счет созданной локальной сети в школе. По-прежнему не решена проблема создания локальной сети, как необходимого условия организации образовательного процесса с использованием цифровых образовательных ресурсов, электронных средств обучения из Федеральной коллекции в школах №№4, 5, 7, 10, 13, 14, 16. За счет средств модернизации удалось решить проблему широкополосного доступа в Интернет со скоростью не ниже 128 Кбит/с, однако не во всех школах по техническим причинам обеспечивается постоянная устойчивая связь (школы №№13, 14, 16). В связи с возможностями увеличения финансирования и скорости доступа школ в Интернет стало возможным организация общения между участниками образовательного процесса в режиме реального времени. Все школы создали сайт в сети Интернет -100% (область- 98,7%).
Владимирский филиал ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации трафика в целях предотвращения доступа к информации в сети Интернет, несовместимой с целями образования. Однако, данная услуга, предоставляемая оператором, не обеспечивает в полной мере защиту от вредоносной информации. Для решения данной проблемы внешняя защищенность образовательной среды должна быть реализована также через:
- создание системы контент-фильтрации, которая представляет собой программный комплекс, позволяющий ограничить учащимся доступ к Интернет-ресурсам на основании анализа его содержимого;
- использование различных систем противовирусной защиты.
Одним из приоритетных направлений развития образования является внедрение дистанционных образовательных технологий в школах города. В течение двух последних лет педагогическими коллективами школ №№1, 2, 3, 10, 15 активно используется дистанционная форма обучения. Опорной школой по дистанционному образованию является средняя школа №2. С целью реализации данного направления в школе разработан и успешно реализуется проект «Создание ресурсного центра дистанционного обучения учащихся». В течение учебного года 9 учителей-предметников занимались организацией дистанционного образования, которые разработали и предложили учащимся дистанционные курсы по различным направлениям.
В отчетном году продолжена работа по созданию библиотечно-информационных центров в школах №№1, 10, 15. Необходимо продолжить работу по выделению и ремонту необходимых помещений, оснащению центров ПК, рассмотрев целесообразность установки комплексов на основе «тонких клиентов», которые включают 1 главный компьютер и 5 рабочих мест учащихся. Решение на основе терминалов позволяет решить ряд актуальных задач:
· экономия бюджетных средств за счёт снижения совокупной стоимости комплекта;
· энергосбережение (энергия потребляется одним, а не 5 системными блоками);
· оптимальное применение Интернет-трафика, что особенно важно при невысоких скоростях доступа (например, для организации видеоконференцсвязи и дистанционного обучения нескольких учащихся).
Во всех школах ЭВТ используется во внеурочное время, общешкольные и классные мероприятия сопровождаются презентациями, видеороликами, используются интерактивные игры, работают объединения дополнительного образования по направлениям: мой компьютер, юный программист, основы сайтостроения, виртуальный музей школы. В школах №№1, 2, 10, 15 издаются школьные газеты. Учащиеся средних школ активно участвуют в сетевых проектах, конкурсах, дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. ИКТ используется в организации деятельности научных обществ учащихся в школах №№ 1, 2,15, общественных объединений в средней школе №4.
Показателем достижения результатов является и уровень усвоения учащимися образовательных программ.
По итогам 2012-2013 учебного года успешно освоили образовательные программы 99,97% контингента учащихся, 43,8% учащихся обучаются на «5» и «4» и «5» (2011-2012 учебный год: 99,88% и 45,2% соответственно).
- 2 учащихся классов выравнивания МБОУ «ООШ№5» оставлены на повторное обучение, что составляет 0,04% от обучающихся 1-10 классов, причем 1 подросток оставлен на 4-ый год обучения.
В 2013 году окончили основную школу 539 (100%) выпускников 9-х классов, из них 13 получили аттестат с отличием; среднюю школу - 256 (99,2%) выпускников 11-12 классов, из них 8 – с золотой медалью и 10 – с серебряной.
2 учащихся (МБОУ «СОШ№1» и МБОУ «СОШ№3») не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании (2012 год – 1(МБОУ «СОШ№13»)). С 1 сентября 2013 года в 9 классах обучается 568 уч-ся, в 11 классах – 258. Прогноз данного показателя на 2014-2016 годы остается благоприятным.
C 1 сентября 2013 года в школах города функционируют классы повышенного уровня подготовки: 6 гимназических (МБОУ «СОШ№15»), 22 класса с углубленным изучением предметов (МБОУ «СОШ№2», МБОУ «СОШ№15»). Профильное обучение осуществляется в 3-х школах (№1, 3, 10) и представлено 4 классами и 6 группами МБОУ «СОШ№1» по 3 профилям: физико-химическому, химико-биологическому, информационно-технологическому.
Всего в классах повышенного уровня обучается 901 (15,1%); (2012-2013 учебный год – 1162 человек (19,6%)).
На основании мониторинга социального заказа, проведенного среди старшеклассников и их родителей, управление образования делает вывод о росте потребностей в профильных классах и классах повышенного уровня в 2014-2016 годах в среднем на 10 % .
Системность развития вариативных форм образования оказывает положительное влияние на качество образования: по результатам единого государственного экзамена все подтвердили свои итоговые оценки; 92,3% выпускников повышенного уровня подготовки классов продолжили обучение в ВУЗах (2012 год – 86,9%); 57,8% учащихся 10-11 классов проходят профессиональную подготовку (2012 год – 86,3%).
Одной из составляющих системы оценки качества образовательных услуг является организация и проведение итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена, обеспечивающего независимую объективную оценку уровня подготовки выпускников, а также равные стартовые возможности для учащихся города при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Этот показатель является индикатором, отражающим степень усвоения выпускниками образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также качества предоставляемых образовательных услуг. С 2009 года все экзамены за курс средней школы проводятся в форме ЕГЭ, что заставляет спланировать выделение дополнительных средств на организацию и функционирование пунктов приемов экзаменов, информатизацию ППЭ (средние школы № 1, 15) .
Оценка качества общего образования по результатам изучения мнения родителей образовательных учреждений показала достаточный уровень удовлетворенности населения качеством общего образования – 80%. В 2014-2016 годах планируется довести данный показатель до 90%.
Определяя в качестве главных составляющих модернизации муниципальной системы общего образования качество учительских кадров, а также качество условий образовательного процесса и реализуемых в учреждениях образовательных программ, комплекс мер по модернизации общего образования предусматривает переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей школ.
За 2012-2013 учебный год 141 (41,5%) педагогических и руководящих работника были охвачены курсами повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС начального и общего образования.
Наиболее востребованной среди педагогов ОУ стала модульно-накопительная модель повышения квалификации, так как позволяет учитывать профессиональный запрос самого учителя. В настоящее время по названной модели обучается 24 педагога.
Уровень требований к руководителю школы обеспечил не только дополнительные меры по их подготовке в рамках курсов повышения квалификации по введению ФГОС, но и обучение по программам подготовки управленческих кадров по президентской программе, обучение по программе «Современный образовательный менеджмент».
Организационно-методическим центром активно проводится работа по освоению педагогами новых информационных технологий. С этой целью организуются выездные курсы повышения квалификации с привлечением специалистов ВИПКРО, практические семинары. Так, в прошлом году успешно прошли обучение на курсах повышения квалификации 56 педагогов ОУ города.
В целях выполнения программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовки по основам военной службы в объеме начальной военной подготовки с юношами 10-х классов в мае 2013 года были проведены пятидневные учебные сборы на базе загородного оздоровительного лагеря «Хрусталек», в которых приняли участие 92 юноши, что составляет 92% от юношей 10-х классов средних школ города (2012 год – 85 юношей (91,4%)). В связи с сокращением срока военной службы по призыву качественная подготовка будущих солдат должна осуществляться в образовательных учреждениях, поэтому в перспективе на 2014-2016 годы пятидневным учебным сборам будет уделяться должное внимание. Сборы планируются проводить на базе загородного лагеря «Хрусталёк» с выездом в воинскую часть. Для этого необходимо улучшить материальное обеспечение учебных сборов: приобрести саперные лопатки, спортивный инвентарь, медицинский робот-тренажер «Гоша», электронный тренажер «Боец».
С целью сохранения и укрепления здоровья школьников, обеспечения их горячим питанием в рамках долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Губернатора области от 25.08.2011 № 893 в муниципальных образовательных учреждениях города проводится комплекс мероприятий по достижению заданных значений показателей Программы.
Всем учащимся 1-4 классов, посещающим школу, предоставлялось бесплатное горячее питание, кроме учащихся, находящихся на надомном обучении. Стоимость набора продуктов питания на одного учащегося на один учебный день составляла 21,56 рублей, из них: за счет областного бюджета – 19,80 рублей, за счет городского бюджета 1,76 рублей.
Питание по меню в соответствии с требованиями СанПиН по массе порций блюд для различных групп обучающихся осуществлялось только в МБОУ «СОШ№1» (40 чел.) при стоимости завтраков - 38,76 рублей, обедов – 43 рубля. В остальных случаях питание предоставлялось по социальному меню: цена завтраков - 27,76 рублей, обедов – 29,76 рублей, из них 1,76 рублей дотировалось из городского бюджета (в школах области стоимость завтрака – от 12,45 руб. до 38,76 руб.; обеда - от 15 руб. до 50 руб.). В целях недопущения роста стоимости школьного питания и сохранения охвата питающихся на высоком уровне, управлением образования предпринят ряд мерпо переходу к поставщикам, поставляющим продукты питания по более низким ценам при сохранении высокого качества продуктов и обязательствах по их транспортировке до ОУ, что высвободило порядка 2 млн. рублей бюджетных средств.
В целях социальной защиты детей осуществлен дифференцированный подход при организации питания детей, нуждающихся в государственной поддержке (дети-сироты, дети из социально-опасных, остронуждающихся семей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Выросло количество учащихся, получавших бесплатное питание за счет средств городского бюджета с 213 до 224 учащихся, из них 75 учащихся классов выравнивания и 149 детей, нуждающихся в государственной поддержке, (2012 год- 66 и 147 соответственно).
25 работников системы школьного питания прошли обучение в Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области в городе Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальном районе». Все школы имеют типовые столовые. Организована работа по пропаганде здорового питания среди обучающихся и родителей (лектории «Здоровье в вашей семье», «Режимы правильного питания», учебные курсы «Основы здорового питания», выставки, конкурсы, Дни здоровья и др.).
В результате принятых мер вырос охват питанием учащихся 1-11 классов с 91,2% до 93,4%, что выше среднеобластного – 88%(2011-2012 уч.г.– 83,7%). Ниже городского показателя охват питанием в МБОУ «ООШ№7» - 92,9%, МБОУ «СОШ№10» - 91,1%.
Для 13 обучающихся (100% от нуждающихся) в МБОУ «ООШ№14» организован подвоз от места проживания к месту учебы на школьном автобусе, соответствующем требованиям ГОСТ Р 51160-98.
Сложившаяся в городе система образования обеспечивает запросы талантливых и одаренных школьников. Ежегодно в городе проходят предметные олимпиады школьников, в ноябре – декабре 2012 года в муниципальном этапе приняли участие 931 учащийся 7-11 классов. Победители городских предметных олимпиад успешно выступают в областных предметных олимпиадах. В январе-феврале 2013 года 17 учащихся города стали призерами областных олимпиад. В перспективе на 2014-2016 годы планируется расширить перечень муниципальных предметных олимпиад и увеличить количество участников до 950 учащихся, требуется выделение дополнительных средств для награждения победителей и призеров муниципального этапа, участия победителей и призеров в региональном этапе.
В 2013 году в городе сохранена система дополнительного образования детей, работают 2 учреждения дополнительного образования с увеличением количества объединений различной направленности до 123 (2011/12г. – 86) и контингента воспитанников с1393 до 1837 детей, в том числе: детско-юношеская спортивная школа - 926 воспитанников (2011/12г.-546); центр дополнительного образования детей «Исток»-911 (2011/12г. -847). В условиях сокращения количества педагогов дополнительного образования с 44 до 36 человек. Количество педагогов в МБОУ ДОД «ДЮСШ» - 19, из них 8 постоянных работников и 11 совместителей (2011/12 – 9 постоянных и 13 совместителей). В МБОУ ДОД «ЦДОД» Исток» - 17, из них 13 постоянных работников и 5 совместителей (2011/12 – 15 постоянных и 7 совместителей). Все кружки и секции бесплатные.
В учреждениях дополнительного образования в 2013 году проведена оптимизация штатной численности прочего персонала, что позволило направить высвободившиеся бюджетные средства на организацию выездов воспитанников для участия в различного рода соревнованиях и мероприятиях и на проведение неотложных ремонтных работ. Тем не менее, состояние материально-технической базы учреждений ДО является наиболее проблемным вопросом для данных учреждений.
Выросло число объединений дополнительного образования и спортивных секций на базе школ с 39 до 49 при незначительном увеличении контингента воспитанников - в них занимаются 833 учащихся, что составляет 14% от всех учащихся в ОУ (2011/12г – 812 (13,7%) учащихся).
В 2012-2013 учебном году продолжена работа 3-х областных и одной городской опытно-экспериментальных площадок:
- на базе средней школы № 1 по теме «Социальное партнерство школы как фактор самоопределения обучающихся»,
- на базе средней школы №15 «Формирование исследовательской культуры учащихся»,
- на базе основной школы №5 по теме: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта». Статус областной опытно-экспериментальной площадки позволяет осуществить финансовую поддержку инновационных образовательных учреждений из надтарифного фонда образовательного учреждения, вступившего в эксперимент.
На базе школы №2 продолжает работу городская опытно-экспериментальная площадка по теме «Создание модели «Школа-развитие индивидуальности»».
Результативность инновационной деятельности подтверждается тем, что МБОУ «СОШ№15» стала областной стажировочной площадкой по отработанной теме; коллектив МБОУ «ООШ№5» - победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Здоровое поколение», посвященного вопросам сохранения здоровья школьников, в номинации «Противодействие употреблению алкоголя, наркотических средств, табакокурению»; МБОУ «СОШ№1» и МБОУ «СОШ№2» - победителями регионального конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные технологии и получили грант в размере 500 тысяч рублей. Это позволило существенно улучшить материально – техническое состояние школ.
В 2014-2016 годах школы города продолжат принимать участие в конкурсах в рамках программы модернизации образования во Владимирской области, что позволит использовать средства, выделяемые на реализацию программ общего образования из областного бюджета.
Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию, ее инвестиционную привлекательность.
В рамках национального проекта «Образование» создана система поддержки лучших педагогов школ, работающих в инновационном режиме.
В 2013 году в региональном этапе конкурса приняли участие 2 учителя, Ксенофонтов Алексей Николаевич, учитель информатики и КТ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», Кулева Лилия Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов», которые стали лауреатом конкурса, и получили Грант Губернатора области 50 000 рублей. В муниципальном этапе участвовали Шахматова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и Осипова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3».
Данный конкурс становится все более привлекателен для демонстрации педагогического мастерства в городе и области. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников, что приведет к обновлению кадрового корпуса системы образования. Переход на новую систему оплаты труда педагогического и административно – управленческого персонала в зависимости от качества и результативности труда, так же повысит привлекательность профессии.
В городе сформировался кадровый корпус учителей общеобразовательных школ.Все общеобразовательные школы города обеспечены педагогическими кадрами.
26% учителей общеобразовательных школ пенсионного возраста (2012 год – 29%, область – 27,4%). Произошло сокращение числа учителей старше 60 лет с 13,2% до 10,4%.
На начало 2013-2014 уч.г. прибыло 5 молодых специалистов.
Большая работа за последние 3 года проведена по привлечению и закреплению молодых педагогов в школах.
В целях поддержки молодых специалистов постановлением Губернатора области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных учреждений отрасли образования» предусмотрены дополнительные выплаты выпускникам учреждений профессионального образования, поступившим на работу в учреждения образования до прохождения ими аттестации:
- со средним профессиональным образованием (диплом с отличием) – 30%;
- со средним профессиональным образованием – 25%;
- с высшим профессиональным образованием - 30%;
- с высшим профессиональным образованием (диплом с отличием) – 35%.
В 2013 году 30 молодых специалистов получали ежемесячные муниципальные выплаты компенсационного характера, доплату в размере 3000 рублей. Обеспечен существенный рост заработной платы молодых педагогов. Если на момент начала реализации программы модернизации заработная плата молодого специалиста составляла менее 9 тыс. руб., то в 2013 году выросла более, чем вдвое (18 291 руб.) и сравнялась со средней заработной платой учителей по городу.
Результативность мер по привлечению и закреплению молодых специалистов характеризуется следующими показателями: за три года в систему образования привлечено 30 молодых специалистов, закрепление -76,9% (область – 61%).
Проблему обеспеченности общеобразовательных школ учебно-наглядными пособиями удалось решить за счет получения субвенций из областного бюджета на учебные расходы и средств, выделенных в рамках реализации Комплекса мер по модернизации общего образования.
Задача 3. Обеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями.
В образовательных учреждениях города созданы условия для обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии различных сфер личности. Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, имеющих проблемы в здоровье и развитии, в общеобразовательных школах создано и функционировало 7 классов выравнивания, в которых занималось 77 учащихся 1-9 классов. С целью поддержки детей с ограниченными возможностями, сеть классов коррекции необходимо сохранить в 2014-2016 годах.
В соответствии с Законом Владимирской области от 05.12.2005 № 184-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки, направленных на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и по социальной поддержке детей-инвалидов дошкольного возраста" в управлении образования создан регистр детей – инвалидов, имеющих право на меры социальной поддержки. С 01.01.2013 года в соответствии с Законом Владимирской области от 12 ноября 2012 г. № 134-ОЗ "О внесении изменений в Закон Владимирской области "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" ежемесячная компенсация родителям (законным представителям) будет выплачиваться в сумме 871 рубль. Ежемесячную компенсацию в течение года получали 63 родителя (2012 -76) на воспитание и обучение детей – инвалидов.
42 ребенка – инвалида (66,6%) посещают дошкольные образовательные учреждения бесплатно (2013 – 61,8 %). Они посещают общеразвивающие, оздоровительные и логопедические группы в ДОУ и 5 детей – инвалидов получают дошкольное образование на дому.
В 2013 году 11 детей-инвалидов обучались на дому с использованием дистанционных технологий, что влечет за собой выделение дополнительных средств из местного бюджета для оплаты услуг доступа педагогических работников к сети Интернет и техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников. В планируемый период количество учащихся существенно не изменится. Для реализации данного проекта не решен вопрос с финансированием оплаты услуг Интернета для педагогов из муниципального бюджета.
Задача № 4. Обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования
Основным направлением деятельности управления образования в области дошкольного образования является обеспечение всеобщей доступности и повышение качества дошкольного образования. Данная проблема в городе решалась путем:
- развития дошкольной сети, направленной на обеспечение запросов граждан города в дошкольных образовательных услугах, путем открытия дополнительных групп и мест в функционирующих группах;
- реализации мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
- внедрения современных программ и технологий.
Серьезное внимание уделялось реализации Указов Президента о доведении средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в сфере образования Владимирской области.
В связи с выходом нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных актов во всех ДОУ проводилась работа по обновлению нормативно-правовой базы.
С 01.01.2014 года организация образовательной деятельности в ДОУ будет строиться в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
В целях совершенствования системы дошкольного образования в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением главы от 12.07.2011 года № 449.
Все учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной и медицинской деятельности. В городе созданы условия для развития вариативной сети ДОУ: работают 20 детских садов, 2 детских сада комбинированного вида (№ 32, 40), 4 детских сада общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников (ДОУ № 3, 9, 37, 38) и 1 детский сад с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников (ДОУ № 33).
Одним из достижений системы дошкольного образования города является тот факт, что в городе нет очередности на устройство детей в ДОУ.
В настоящее время в 27 ДОУ воспитывается 3800 детей с 1 года до 7 лет, что составляет 90,5 % от общего количества детей данного возраста, проживающих в городе (областной показатель – 77,0%) (2012 -74,7%).
Охват дошкольными образовательными услугами с 2011 по 2013 год увеличился с 86,6 % до 90,5 % (2010 г. – 3340 детей, 2011 - 3519 детей, 2012 -3670), в том числе с 3 до 7 лет охват составил 99,5% (2012 - 99%) от общего количества детей данного возраста при областном показателе – 78,2%. (2012 -71 %).
Увеличение охвата детей дошкольными образовательными услугами дошкольного образования объясняется тем, что ежегодно на базе ДОУ открываются дополнительные места в функционирующих группах и дополнительные группы на базе ДОУ.
В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие дошкольного образования на 2011-2014 годы» в городе в 2011 – 2013 годах открыто дополнительно 11 групп на 275 мест за счет софинансирования из федерального бюджета в сумме 11321,4 тыс. рублей, что позволило улучшить условия пребывания детей раннего и дошкольного возраста:
- в 2011 году открыто 4 дополнительные группы на 100 мест на базе ДОУ № 9, 12, 29;
- в 2012 учебном году были открыты 3 дополнительные группы на базе ДОУ № 12 на 50 мест и ДОУ № 29 на 25 мест за счет софинансирования из федерального бюджета и 130 мест в функционирующих группах;
- в 2013 году открыто 4 дополнительные группы на 100 мест на базе ДОУ № 12, 23, 29, 31. На эти цели из федерального бюджета выделено 9600,9 тыс. руб. и местного бюджета 591,2 тыс. руб.
Доступность дошкольного образования определяется оказанием услуг для всех категорий детей, разнообразием групп и режимов пребывания в них детей. В детских садах работают общеразвивающие, оздоровительные и логопедические группы, что позволяет в полной мере удовлетворить запросы родителей. Удовлетворенность потребности населения в дошкольных образовательных услугах составляет 100% (при областном показателе 93,4%).
В городе исполняются финансовые обязательства, возложенные на органы местного самоуправления. С 10.06.12 года постановлением Главы города от 01.07.2013 года № 322 установлен размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в ДОУ, который составляет 64 рубля в день при среднем областном показателе 84 рубля в день.
В целях материальной поддержки семей предусмотрены льготы по оплате за присмотр и уход за детьми-инвалидами, тубинфицированными детьми, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. В 2013 учебном году льготами за присмотр и уход за детьми в ДОУ пользовались 468 детей (12,3 %), 2012 - 422 ребенка, что составляло 11,5% (2011г. – 12,7%). Среди них: детей из многодетных семей – 289, детей - инвалидов – 31, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 15, из малообеспеченных семей – 111 и тубинфицированных детей - 22. На эти цели из средств местного бюджета выделены средства в сумме 19518 тыс. рублей.
В целях реализации Закона Владимирской области от 08.02.2007 № 3-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в управлении образования сформирован регистр родителей (законных представителей), имеющих право на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Все родители, независимо от дохода семьи, получают компенсационные выплаты по оплате за содержание детей в ДОУ. В 2013 году в регистре получателей состояло 3729 человек, в том числе: 20 % компенсацию получали 2078 человека, 50% -1391 человек, 70% - 260 человека. Из областного бюджета на эти цели была выделена субвенция в сумме 11943 тыс. рублей . Все граждане воспользовались законным правом на получение компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях
Основными задачами работы дошкольных образовательных учреждений являются охрана жизни и здоровья детей и повышение качества дошкольного образования. В целях решения этих задач серьезное внимание уделялось повышению качества организационно-управленческой деятельности руководителей ДОУ, вопросам физического воспитания, внедрению новых норм СанПиН. Медицинские кабинеты оборудованы в соответствии с санитарными нормами, в достаточном количестве обеспечены медикаментами. В 2014 году будет проводиться работа по передаче медицинских кабинетов в ведение органов здравоохранения.
Серьезное внимание уделяется администрацией ДОУ организации рационального питания, в каждом ДОУ разработано 10 – дневные меню. Анализ выборки продуктов в ДОУ показывает, что основные продукты выбираются в полном объеме.
Проводимая работа дает положительные результаты, количество дней пропущенных одним ребенком по болезни снизилось по сравнению с прошлым годом с 11,3 дня до 10,5 дня, при областном показателе – 13,4 дня.
Важным направлением в работе ДОУ остается коррекционно-развивающая работа с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Коррекционно-развивающей работой были охвачены все нуждающиеся дети. Для данной категории детей работали 3 логопедические группы (45 детей) и 6 логопедических пунктов (150 детей). Частоболеющие дети также не остаются без внимания специалистов. В ДОУ внедряются здоровьесберегающие технологии, проводится серьезная работа с родителями по вопросам оздоровления и повышению уровня физического развития детей.
Одним из показателей эффективности работы ДОУ является подготовка детей к школе. На базе ДОУ в 2013 году к школе было подготовлено 657 детей (98,6%), которые поступили в первые классы (2012г. - 597 детей (96,8%); 2011г. - 638 детей (98%). В этом году по результатам диагностики 95,9% (областной показатель – 92,3%) выпускников детских садов показали высокий и средний уровень готовности к школе (2012г. – 95,2 %; 2011г. - 97,8%).
В классы повышенного уровня обучения поступили 7,8 % выпускников (2012г. – 14,6 %; 2011г. – 16,8%).
Большинство выпускников ДОУ успешно адаптируются в школе, благодаря целенаправленной работе по обеспечению преемственности между детским садом и школой и учителя дают положительную оценку успеваемости детей.
В 2013 году проводилась работа по внедрению ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 23.10.2009г. № 655 и от 20.07.2011г. № 2151. Все ДОУ разработали свою образовательную программу на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Данная программа позволяет использовать имеющийся методический комплект. Коллективами ДОУ разработано календарно-тематическое планирование, перспективные планы работы с детьми на каждую возрастную группу. Педагоги широко используют в работе проектный метод построения воспитательно-образовательного процесса. Взаимодействие с родителями строится с использованием современных технологий.
Качество предоставляемых образовательных услуг во многом определяется кадровым потенциалом ДОУ и уровнем профессионализма педагогов. В настоящее время в ДОУ работает 323 педагога (без учета заведующих) (2012г. – 358; 2011г. – 355) Ежегодно увеличивается количество педагогов пенсионного возраста: 2013 – 103 (29, 5%), 2012 – 95 (29,4%) 2011 году – 86 (24,2%). В связи с этим серьезной проблемой остается дефицит педагогических кадров (25 педагогов). В течение ряда лет нет пополнения кадров воспитателей, музыкальных руководителей за счет молодых специалистов.
Серьезное внимание в работе с педагогическими кадрами уделяется повышению их профессионализма и квалификации. В 2013 году на базе ВИПКРО прошли КПК 91 педагог (28,2%), в 2012 учебном году КПК прошли 57 педагогов 12 начинающих воспитателей прошли обучение в «Школе молодых специалистов» на базе МБОУ СОШ № 10. Семинары по различным направлениям в рамках работы городских методических объединений посетили 105 педагогов. В 2012 -2013 году студентами являлись 38 педагогов..
Целью курсов и семинаров являлось обновление теоретических и практических знаний с учетом модернизации педагогического процесса. КПК и семинары способствовали формированию психолого-педагогической культуры личности как неотъемлемого качества и условия совершенствования как специалиста; удовлетворению потребности специалистов ДОУ в получении знаний о новейших достижениях в области дошкольной педагогики, психологии, о различных методиках воспитания и обучения, отечественном и зарубежном опыте; становлению педагогической рефлексивной культуры.
Таким образом, была решена проблема своевременного прохождения курсовой подготовки педагогов. За три года курсовую подготовку прошли 165 педагогов и 61 педагог являлись студентами Вузов, что составляет 64,4% % от общего количества педагогов, работающих в ДОУ (при областном показателе 60%). Прохождение курсовой подготовки является обязательным условием прохождения аттестации и работы в должности воспитателя.
Повысилась активность участия педагогов и воспитанников в городских и областных мероприятиях. Педагоги ДОУ выступили с презентацией опыта работы на городской научно-практической конференции по теме: «Деятельностный подход как средство нравственного воспитания дошкольников и младших школьников» (19 чел.). Один педагог (ДОУ № 39) принял участие в межрегиональной конференции «Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы». Четыре педагога (ДОУ № 37, 40) приняли участие в работе секций региональной конференции «Создание условий для творческой самореализации субъектов образовательного процесса». Три педагога ДОУ № 20, № 38 приняли участие в региональном конкурсе электронных портфолио. На региональный конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчелка – 2013» из 6 ДОУ было представлено 12 работ 29 авторов: № 9 (2/5), 34 (1/6), 37 (3/5), 38 (2/8), 39 (1/1), 40 (3/4). По результатам конкурса: 5 работ отмечены благодарностями ВИПКРО и департамента образования «За создание условий для творческой реализации педагогов ДОУ» и работа ДОУ № 37 «Удивительная ложка» заняла 3 место в номинации «Создание условий для реализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса».Работы-победители занесены в региональный электронный банк методических разработок.
Работы коллективов ДОУ № 9 и № 34 по предупреждению ДДТТ были представлены на областном конкурсе «Зеленый огонек – 2013», где работа ДОУ № 34 заняла 3 место в номинации.
Серьезное внимание в ДОУ уделяется организации дополнительного образования, ориентированного на способности и интересы воспитанников. Во всех детских садах налажена кружковая работа по различным видам деятельности: 143 кружков художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной, познавательно-речевой, экологической направленности посещали 1669 ребенка, что составило 59,6% от общего количества детей с 3 до 7 лет (2012г. – 118 кружков посещали 1342 детей (66,6%); 2011г. – 120 кружков посещали 1389 детей (60,4%)).
На уровне города ежегодно проводятся смотры – конкурсы различной направленности, которые способствуют развитию творческих способностей детей. В 2012 – 2013 году было проведено 22 конкурса, в которых участвовало 3649 детей. 2011-2012 учебном году было проведено 23 конкурса, в которых участвовало 2046 детей. По результатам конкурсов наибольшее количество призовых мест заняли коллективы ДОУ № 40, 38, 34..
Качество работы детского сада во многом зависит от развития партнерских отношений с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста в ДОУ и на дому. Взаимодействие с родителями строится на основе совместно разработанного плана мероприятий. В течение учебного года на базе ДОУ работали 27 консультативных пункта (868 родителей) и 27 «Школ молодой матери», которые оказывали родителям диагностическую и методическую помощь. Различные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, инструктора, медицинский персонал оказывали помощь по вопросам развития речи и звукопроизношения, организации питания детей дома, особенностей развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовки детей к школе, воспитанию и обучению детей-инвалидов, подготовки детей к поступлению в детский сад. С февраля по май проходила учеба молодых родителей по подготовке детей к адаптации в детском саду, которую в этом году прошли 548 родителей. Занятия в «Школе молодой матери» позволили детям более легко адаптироваться к новым условиям.
В 2012-2013 учебном году помощь специалистов на базе ДОУ получили 1970 родителей (в 2012 – 1920; в 2011 году – 1776).
96 родителей получили консультативную помощь на дому, в основном родители, воспитывающие детей – инвалидов. На базе ДОУ № 3, 11, 17, 25, 27, 28, 37, 38, 39, 40 работают 12 семейных клубов, которые посещали 387 родителей.
В ДОУ используются другие разнообразные формы работы с родителями: родительские всеобучи, посещение семей, присутствие родителей в группе во время адаптационного периода, проведение мастер-классов, передвижная библиотечка, почтовый ящик, телефон доверия, «Лента добрых дел», «Гость группы», выпускаются групповые и садовские газеты, буклеты и памятки.
Для родителей оформляются информационные уголки по различным вопросам воспитания и обучения, указаны адреса, консультативных пунктов, коррекционных групп, указаны специалисты, оказывающие помощь в других ДОУ и режим их работы.
По результатам мониторинга в 2013 году 97,7% родителей удовлетворены качеством дошкольного образования (в 2012 году удовлетворенность родителей составляла 97,5 %) при областном показателе - 94,1%).
Анализ работы ДОУ города показывает, что качество работы дошкольных учреждений позволяет обеспечить хорошую подготовку детей к школе, сохранить и укрепить их здоровье, обеспечить доступность дошкольного образования для всех категорий граждан.
Руководителями ДОУ, в рамках подготовки к новому учебному году, за счет спонсорских средств проводилась работа по укреплению материально-технической базы ДОУ:
- косметические ремонты в помещениях ДОУ;
- благоустройство территории;
- приобретение и установка игрового и спортивного оборудования.
Основными приоритетными направлениями в работе дошкольных образовательных учреждениях в 2013 - 2015 годах остаются:
- Реализуется муниципальной программы «Развитие дошкольного образования на 2011-2014 годы», утвержденной постановлением главы от 12.07.2011 года № 449.
- Оказание муниципальных услуг по предоставлению общедоступного и качественного дошкольного образования в соответствии с «Федеральными государственными стандартами дошкольного образования» (ФГОС дошкольного образования).
- Исполнение указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012. № 76 о поэтапном повышении средней заработной платы педагогических работников до средней в отрасли образования во Владимирской области
- Оказание мер материальной поддержки семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и на дому.
3. Выводы и заключения
Проблемные вопросы муниципальной системы образования:
- велика доля учителей пенсионного возраста (29,0%), недостаточно таких необходимых специалистов в школах города как психологи (в 5 из 12 психологи отсутствуют). В целях привлечения молодых специалистов и сохранения имеющихся кадров в городе принята ведомственная целевая программа «Педагогические кадры системы образования города Гусь-Хрустальный на 2012 – 2014 годы». На реализацию данной программы в 2012 году было запланировано 1399,6 тыс. рублей, реально выделено – 300, тыс. рублей; В 2013году из-за отсутствия финансироания программа закрыта.
- отсутствуют лицензии на право ведения медицинской деятельности в общеобразовательных учреждениях, в 3-х школах (№7,14,15) проектом не предусмотрено наличие процедурных кабинетов;
- недостаточная учебно-материальная база учреждений дополнительного образования: на выполнение мероприятий по пожарной безопасности МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток»» требуется 114,6 тыс. рублей, на ремонт помещений и приобретение оборудования, мебели необходимо 2080 тыс. рублей; в ДЮСШ требуется проведение текущего ремонта всех помещений, замена оконных блоков, частичный ремонт кровли, фасада, отопления на сумму 1865 тыс. рублей;
- одна из основных проблем МБДОУ – кадровая. С каждым годом увеличивается количество вакансий педагогических работников. Из ДОУ уходят квалифицированные кадры, а на их место приходят работники, не имеющие достаточной квалификации и опыта работы с детьми. Количество вакансий составляет 52 (7,6%), на сегодня в ДОУ не хватает 5 старших воспитателей, 36 воспитателей, 5 музыкальных руководителей и 6 медицинских сестер.
-остается проблемой компьютеризация дошкольных образовательных учреждений (приобретение компьютеров, аудио - , видео - и мультимедийной техники) необходимых для выполнения законодательства (мониторинг комплексной безопасности, аттестация педагогических кадров, создание электронной очереди). На решение этой проблемы необходимы средства в сумме 685,0 тыс. рублей.
-следующая проблема – это недостаточность финансирования мероприятий по выполнению лицензионных условий и созданию материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиН.
- утверждена долгосрочная целевая программа «Техническая безопасность зданий образовательных учреждений на 2011-2013 годы». На реализацию этой программы в 2011 году утверждено 13050 тыс. рублей, однако средств не было выделено; на 2012 год предусмотрено – 16300 тыс. рублей, выделено – 1326,7 тыс. рублей; 2013год на реализацию данной программы утверждено в бюджете - 2000 тыс.руб.
II. Показатели мониторинга системы образования
Документ: Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить